Статья
| Наименование | Влияние микроклимата в помещениях пребывания школьников на их самочувствие | ||||
| Авторы |
|
||||
| Раздел | Экология | ||||
| Год | 2022 | Выпуск | 5 | Страницы | 5 - 14 |
| УДК | 613:955:644.1 | EDN | GKEWBO | ||
| Аннотация | Выполнена оценка влияния микроклимата в помещениях пребывания учащихся старших классов на их самочувствие. Установлено, что пребывание в помещениях с пониженной температурой воздуха является фактором риска формирования у школьников симптомов затрудненности дыхания и кашля, которые являются ответной реакцией организма (в первую очередь органов дыхания) на неблагоприятные параметры микроклимата и могут оцениваться как физиологические сдвиги в функционировании органов и систем или признаки болезни, особенно органов дыхания. Девочки подросткового возраста, по сравнению с их сверстниками — мальчиками, более чувствительны к воздействию низкой температуры окружающей среды, в значительно большей степени обеспокоены состоянием своего здоровья и с целью согреться в холодный период года чаще принимают необходимые эффективные меры — тепло одеваются, пьют горячие напитки и используют одновременно комплекс мер для согревания. Предложен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в жилых домах и учебных заведений оптимального микроклимата. | ||||
| Реферат | Цель. Оценка влияния микроклимата в помещениях пребывания учащихся старших классов на их самочувствие с последующей разработкой профилактических мероприятий.
Методика. Исследования проведены в промышленном городе Алчевске в условиях сложной социально-политической ситуации, сложившейся на востоке Донбасса. На добровольных условиях выполнено анкетирование 752 учащихся (372 мальчика и 380 девочек) 9-11 классов в возрасте 14-17 лет, посещающих 11 общеобразовательных учреждений. В перечень вопросов анкеты были включены следующие: регистрируется ли в холодный период года в Вашей квартире и/или учебном заведении пониженная температура воздуха: регулярно, часто, редко, нет; принимаете ли Вы эффективные меры, чтобы согреться в холодный период: включаете обогреватели, тепло одеваетесь, пьете горячие напитки, обычно не реагируете (подчеркнуть). По результатам анкетирования все подростки распределены на группы по полу — мальчики и девочки, а также возрасту — 14, 15 и 16-17 лет. Проведен расчет удельного веса школьников в зависимости от соответствующих вариантов ответов на вопросы. Сравнение полученных данных выполнено по критерию Стьюдента. Кроме того, для оценки характера связи между регистрацией подростками пониженной температуры воздуха и симптомами самочувствия школьников использован метод «хи-квадрат». Результаты. Из всех проанкетированных старшеклассников в холодный период года в квартире и/или учебном заведении пониженную температуру воздуха регистрировали регулярно или часто — 50,40±1,82 % школьников, регистрировали редко — 28,86±1,65 %. И только 20,74±1,48 % учащихся постоянно находились в комфортных микроклиматических условиях (условиях теплового комфорта), что не требовало напряжения механизмов терморегуляции и/или принятия дополнительных эффективных технических и организационных мер, чтобы согреться в холодный период. Установлено, что пребывание в помещениях с пониженной температурой воздуха является фактором риска формирования у школьников симптомов затрудненности дыхания и кашля, которые являются ответной реакцией организма (в первую очередь органов дыхания) на неблагоприятные параметры микроклимата и могут оцениваться как физиологические сдвиги (нарушения) в функционировании органов и систем или признаки болезни, особенно органов дыхания. С увеличением возраста снижается заинтересованность школьников в принятии эффективных мер, чтобы согреться в холодный период. Девочки подросткового возраста, по сравнению с их сверстниками — мальчиками, более чувствительны к воздействию низкой температуры окружающей среды, в значительно большей степени обеспокоены состоянием своего здоровья и с целью согреться в холодный период года чаще принимают необходимые эффективные меры — тепло одеваются, пьют горячие напитки и используют одновременно комплекс мер для согревания. Научная новизна. Научная новизна работы заключается в том, что впервые выполнена оценка влияния микроклимата в помещениях пребывания учащихся старших классов на их самочувствие Практическая значимость. Полученные данные указывают на необходимость выполнения комплекса гигиенических, технических, организационных и других мероприятий, направленных на обеспечение в жилых домах и учебных заведениях оптимального микроклимата. |
||||
| Ключевые слова | учащиеся старших классов, микроклимат помещений, самочувствие, профилактические мероприятия. | ||||
| Финансирование | |||||
| Список источников |
1. Капранов, С. В. Гигиенические основы мониторинга здоровья детского населения в условиях депрессивной социальной и техногенной экологической среды жизнедеятельности [Текст]: автореф. дис.... докт. мед. Наук / С. В. Капрпнов. — Донецк, 2017. — 36 с.
2. Комунальна гігієна [Текст] / Є. Г. Гончарук, В. Г. Бардов, С. І. Гаркавий, О. П. Яворовський та ін.; за ред. Є. Г. Гончарука. — К.: Здоров’я, 2003. — 728 с.
3. Акіменко, В. Я. Гігієнічні проблеми забезпечення параметрів мікроклімату і вентиляції сучасних житлових будинків [Текст] / В. Я. Акіменко, А. В. Яригін // Гігієна населених місць. — К., 2009. — Вип. 53. — С. 27–33.
4. СНиП 2.04.05-91*. Отопление, вентиляция и кондиционирование [Текст] / Госстрой России. — Введ. 1992-01-01. — М.: ГУП ЦПП, 1997. — 72 с.
5. Кулаков, К. Ю. Влияние изменений параметров микроклимата на самочувствие человека и эксплуатационные характеристики строительных конструкций [Текст] / К. Ю. Кулаков, Е. М. Егорова // E-Scio. — 2019. — № 5(32). — С. 248–254.
6. Губернский, Ю. Д. Экологические основы строительства жилых и общественных зданий [Текст] / Ю. Д. Губернский, В. А. Лещиков, Ю. А. Рахманин. — М., 2004. — 253 с.
7. Булич, Э. Г. На пути познания сущности здоровья: достижения и опасности [Текст] / Э. Г. Булич, И. В. Муравов // Довкілля та здоров’я. — 2011. — № 1 (56). — С. 36–43.
8. Колесник, П. О. Кашель у практиці сімейного лікаря [Текст] / П. О. Колесник // Medicine Internal: Внутрішня медицина. — 2007. — № 1. — С. 55–58.
9. Методические рекомендации по исследованию и предварительной оценке влияния факторов внешней среды на функциональное состояние человека [Текст] / Гос. ком. ССР по гидрометеорологии и контролю природ. среды, Аркт. и антаркт. НИИ; [Сост. В. Н. Шеповальников и др.]. — Л.: Б. и., 1986. — 26 с.: ил.
10. Пономаренко, И. И. Определение уровней психофизиологической адаптации школьников к условиям жизнедеятельности [Текст] / И. И. Пономаренко // Научно-методические основы изучения адаптации детей и подростков к условиям жизнедеятельности. — М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2006. — С. 174–184.
|
||||
| Полный текст |
|
||||