Статья
Наименование | Влияние микроклимата в помещениях пребывания школьников на их самочувствие | ||||
Авторы |
|
||||
Раздел | Экология | ||||
Год | 2022 | Выпуск | 5 | Страницы | 5 - 14 |
УДК | 613:955:644.1 | EDN | GKEWBO | ||
Аннотация | Выполнена оценка влияния микроклимата в помещениях пребывания учащихся старших классов на их самочувствие. Установлено, что пребывание в помещениях с пониженной температурой воздуха является фактором риска формирования у школьников симптомов затрудненности дыхания и кашля, которые являются ответной реакцией организма (в первую очередь органов дыхания) на неблагоприятные параметры микроклимата и могут оцениваться как физиологические сдвиги в функционировании органов и систем или признаки болезни, особенно органов дыхания. Девочки подросткового возраста, по сравнению с их сверстниками — мальчиками, более чувствительны к воздействию низкой температуры окружающей среды, в значительно большей степени обеспокоены состоянием своего здоровья и с целью согреться в холодный период года чаще принимают необходимые эффективные меры — тепло одеваются, пьют горячие напитки и используют одновременно комплекс мер для согревания. Предложен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в жилых домах и учебных заведений оптимального микроклимата. | ||||
Реферат | Цель. Оценка влияния микроклимата в помещениях пребывания учащихся старших классов на их самочувствие с последующей разработкой профилактических мероприятий.
Методика. Исследования проведены в промышленном городе Алчевске в условиях сложной социально-политической ситуации, сложившейся на востоке Донбасса. На добровольных условиях выполнено анкетирование 752 учащихся (372 мальчика и 380 девочек) 9-11 классов в возрасте 14-17 лет, посещающих 11 общеобразовательных учреждений. В перечень вопросов анкеты были включены следующие: регистрируется ли в холодный период года в Вашей квартире и/или учебном заведении пониженная температура воздуха: регулярно, часто, редко, нет; принимаете ли Вы эффективные меры, чтобы согреться в холодный период: включаете обогреватели, тепло одеваетесь, пьете горячие напитки, обычно не реагируете (подчеркнуть). По результатам анкетирования все подростки распределены на группы по полу — мальчики и девочки, а также возрасту — 14, 15 и 16-17 лет. Проведен расчет удельного веса школьников в зависимости от соответствующих вариантов ответов на вопросы. Сравнение полученных данных выполнено по критерию Стьюдента. Кроме того, для оценки характера связи между регистрацией подростками пониженной температуры воздуха и симптомами самочувствия школьников использован метод «хи-квадрат». Результаты. Из всех проанкетированных старшеклассников в холодный период года в квартире и/или учебном заведении пониженную температуру воздуха регистрировали регулярно или часто — 50,40±1,82 % школьников, регистрировали редко — 28,86±1,65 %. И только 20,74±1,48 % учащихся постоянно находились в комфортных микроклиматических условиях (условиях теплового комфорта), что не требовало напряжения механизмов терморегуляции и/или принятия дополнительных эффективных технических и организационных мер, чтобы согреться в холодный период. Установлено, что пребывание в помещениях с пониженной температурой воздуха является фактором риска формирования у школьников симптомов затрудненности дыхания и кашля, которые являются ответной реакцией организма (в первую очередь органов дыхания) на неблагоприятные параметры микроклимата и могут оцениваться как физиологические сдвиги (нарушения) в функционировании органов и систем или признаки болезни, особенно органов дыхания. С увеличением возраста снижается заинтересованность школьников в принятии эффективных мер, чтобы согреться в холодный период. Девочки подросткового возраста, по сравнению с их сверстниками — мальчиками, более чувствительны к воздействию низкой температуры окружающей среды, в значительно большей степени обеспокоены состоянием своего здоровья и с целью согреться в холодный период года чаще принимают необходимые эффективные меры — тепло одеваются, пьют горячие напитки и используют одновременно комплекс мер для согревания. Научная новизна. Научная новизна работы заключается в том, что впервые выполнена оценка влияния микроклимата в помещениях пребывания учащихся старших классов на их самочувствие Практическая значимость. Полученные данные указывают на необходимость выполнения комплекса гигиенических, технических, организационных и других мероприятий, направленных на обеспечение в жилых домах и учебных заведениях оптимального микроклимата. |
||||
Ключевые слова | учащиеся старших классов, микроклимат помещений, самочувствие, профилактические мероприятия. | ||||
Финансирование | |||||
Полный текст |
![]() |